Victoria's Vintage

Блог о винтажной одежде и истории моды


Previous Entry Share Next Entry
Десятилетия стиля мадемуазель Chanel
victoriavintage
В мире моды имя Chanel является абсолютным синонимом элегантности, непревзойденного стиля и классики. И хотя все мы знаем легендарные и характерные для Дома Chanel творения такие, как маленькое черное платье, твидовые костюмы, сумка 2.55 и жемчужные сотуары, стиль Дома Chanel менялся каждое десятилетие, позволяя мадемуазель Шанель оставаться королевой мира моды.



Коко Шанель

В 1910-е годы мадемуазель Шанель произвела настоящий бум в моде, начав производство удобной одежды. В 1913 году она создала свитер с поясом для женщин, который был вдохновлен свитерами игроков в поло. Эти свитеры приобрели особую популярность у женщин в период Первой мировой войны. С началом войны Шанель стала единственным кутюрье, кто создавал спортивную и удобную одежду. Вовремя поняв, что даже несмотря на войну состоятельные дамы все еще хотят выглядеть красиво, Шанель отправилась за "сбегающей" от разрухи войны аристократии в Биариц, где открыла в 1915 году свой бутик и Дом кутюра, просуществоваший на улице Гардиер до 1927 года.

 


Иллюстрации нарядов Chanel в американском Vogue 1 ноября 1918 года и весна 1919 год.

1910-е стали для Шанель временем первых взлетов, которые создадут легенду в мире моды. Именно тогда Шанель начала создавать одежду из хлопка и джерси, а также ввела в моду загар, до этого непримелемый для женщин высшего света. Бесформенные, объемные наряды в сочетании с аксессуарами и шляпами из материалов ранее не используемых, например, замши, становятся синонимом того, что модно, а имя Шанель все чаще произносят самые модные девушки Франции. В 1917 Шанель создает платье без рукава, к 1919 делает силуэт более облегающим с длиной подола до середины икры и заниженной талией, постепенно заставляя женщину отойти от прежних "пуританских" по мнению Коко принципов. Вслед за моделями Поля Пуаре и писательницей Колетт Шанель обрезает свои волосы - неожиданный для тех лет образ, который принесет в моду новую прическу и станет началом популярного в 1920-х garconne look.

 


Платье с вышивкой Chanel, 1922 год

В 1920-е Шанель продолжает следовать формам, которые задала к 1917 году - прямой силуэт платья с заниженной талией и длиной подола до середины икры. Однако в 1920-х в Доме Шанель все больше уделяется внимания декору - богатой вышивке и отделке. Прямой силуэт позволял размахнуться фантазии и наложить на ткань любые узоры, какие только были угодны мадемуазель. Многие из них были навеяны образами России, Шанель тогда поддерживала отношения с князем Дмитрием Павловичем. В период между 1920 и 1924 годами появился тот самый peasant look, который всегда описывают как часть эволюции моды Chanel. В его основу по правде сказать легло не только вдохновение Россией, но и Востоком, в особенности Китаем. В коллекциях преобладали красный и бежевый, сочетание кориневого и бежевого было одним из самых любимых у Шанель, а вот серый, темно-зеленый, синий, белый и черный присутствовали в коллекциях постоянно.

  


Шелковое платье Chanel, 1922; вышивка на платье Chanel, 1923-1924. 

В 1929 году Америка и Европа переживали депрессию, которая привела к спаду продаж в домах моды. И хотя в это время Chanel потеряла большинство своих заказов, ее финансовое состояние поддерживали обеспеченные заказчики из Индии и Южной Америки, а также международная элита. В начале 1930-х годов Chanel сотрудничала с производителями текстиля для увеличения доходов. Например, сотрудничество Chanel с Ferguson Brothers Ltd. of Carlisle привело к тому, что в 1931 году 35 нарядов из весенней коллекции были выполнены из хлопка-пике, муслина, батиста и органди, которые считались недостаточно элегантными для вечерней одежды.



Коко Шанель (фото: Роджерл Шолл, 1937 г.)

В 1930-е годы отрицающий женственность "стиль мальчика" сменился популярностью нарядов, подчеркивающих женскую грудь и талию. Мягкие ткани позволяли создавать формы платья, плавно облегающие фигуру. Верх платья чаще всего походил на блузку, схваченную поясом на талии, а низ платья представлял собой ниспадающую летящую ткань. Точно также форма жакетов Chanel была очень мягкое и свободно, повторяя свободные формы блузок, что в сочетании с галстуками-бантами визуально делало талию еще тоньше. К середине 1930-х этот образ был еще более усилен за счет использования накладных плечиков. Дневные наряды стали немного длинее, чем в 1920-х, а в вечерней одежде Шанель снова вернулась к платьям в пол. Для обоих типов нарядов Шанель стала использовать воротнички контрастных цветов, как правило, белого и черного, как отличительную деталь своего стиля. Именно она ввела эту моду на воротнички, которая вот уже который год не оставляет девушек равнодушными, а осенью 2011 года вообще является одним из главных трендов.

 


Наряды Chanel 1930- годов

С середины 1930-х Chanel начала использовать американский латекс - эластичную ткань, которую умело сочетали с ее любимым джерси в повседневных нарядах. Несмотря на депрессию и финансовую нестабильность, мода была далека от того, чтобы отказываться от роскоши. Вечерние наряды создавались с той целью, чтобы подчеркнуть экстравагантность и роскошь. Так в моде были бархатные береты и накидки с отделкой красного и белого цветов. Для особой выразительности Шанель начала использовать в своих нарядах банты, помещая их на плечи, переднюю и заднюю часть юбок и платьев. Несмотря на огромный успех нарядов Chanel в реальной жизни, они пользовались гораздо меньшим успехом в Голливуде, куда Шанель пригласили создать костюмы для фильмов компании Goldwyn. Позднее работы Шанель для кино и театра стали частью истории костюма, но в 1930-е мало кто мог оценить минималистичный шик Шанель как часть искусства постановки.



Бижутерия Chanel в бутике Victoria's Vintage

В то же время Коко Шанель впервые создала ювелирные украшения. Колье, броши, серьги, созданные совместно с Полем Ирибом по мотивом узлов, звезд и перьев, которые были популярны в украшениях 18 века, были отмечены за изящное использование бриллиантов и многофункциональность. Например, знаменитое колье-комету можно было носить как колье или диадему, а брошь могла служить украшением для волос или подвеской.

 

Несмотря на безоговорочный успех ювелирных украшений, основную славу Дому Chanel и самой Коко принесла бижутерия - украшения из искусственных и полудрагоценных камней, а также стекла, которые Шанель начала создавать еще в 1920-е годы. В 1930-е годы многие выдающиеся украшения Дома создавались по дизайну итальянца Фулко Санто Стефано делла Черда, герцога Вердурского, часть из них была снова представлена в ассортименте Дома в 1950-е годы после возвращения Шанель в моду. Вердура создавал свои дизайны, вдохновляясь Средневековьем и стилем Барокко. Многие украшения Дома создавались Домом Gripoix с использованием мотивов Рококо, а также византийского стиля, который так любила Коко. Например, кресты в византийском стиле, создаваемые Gripoix для Сhanel до сих пор являются одними из самых редких и выдающихся украшений Дома, а потому одними из самых желанных коллекционерами.

 


Бижутерия Chanel, 1960-65 гг.

Главными конкурентами Шанель во второй половине 1930-х годов были Эльза Скьяпарелли и Мадлен Вионне, хотя и работали они в совершенно различных направлениях. Скьяпарелли была знаменита своими фантазийными нарядами, многие из которых создавались совместно с Дали, а Вионне придерживалась классического стиля, в основе которого лежал превосходный крой, обеспечивающий эффект струящихся складок ткани. Оставаясь в стороне от моды конкуренток, Коко Шанель продолжала следовать себе и создавать довольно лаконичные повседневные наряды. А вот вечерние платья становились с каждым годом все более роскошными, с богатой отделкой, вышивкой, россыпью кристаллов и пайеток. Длинные платья из шифона, муслина, тафты, бархата и шелка - стали характерными нарядами стиля Chanel 1930-х годов. Романтичные платья Chanel часто дополнялись украшениями в виде цветов - аксессуарами для волос или брошами-камелиями, которые крепились к плечу или вырезу на платье.





Деталь брючного костюма Chanel, принадлежавшего Диане Вриланд, 1937-38 год.
В конце сентября 1939 года Шанель закрыла свой Дом из-за начавшейся войны с Германией, продолжая продавать лишь свой парфюм. К моменту возвращения Шанель в моду в 1954 году ее творения превратились в далекую историю, а лаконичный стиль Chanel уже не был абсолютным синонимом стиля и элегантности. Настало время Диора и других молодых дизайнеров.

 


Коктейльное платье Chanel, 1958 г., детали костюма Chanel, 1957-58 год. 
Желание Шанель вернуться в моду в возрасте 70 лет объясняют по-разному - желанием увеличить продажи парфюма или противостоять новым диктаторам моды. Как бы там ни было, Коко совсем не поразила новая дамская мода, создаваемая мужчинами. "Одевать женщину - не мужская работа". - говорила она. В своих интервью тех лет мадемуазель подчеркивала, что возвращается в моду, чтобы женщины снова выглядели красивыми. Однако 130 моделей коллекции, представленные публике 5 февраля 1954 года, показались женщинам и прессе старомодными и скучными, чья неактуальность подчеркивалась старым порядком презентации с моделями, держащими номера в руках. Пресса называла эту коллекцию "фиаско", "печальной попыткой вернуться", но Шанель не хотела слушать "глупых" заявлений журналистов, а вместо этого начала работать над новой коллекцией. Ее одежда из золотого ламе, платья из шелка с оборками снова позволили Chanel диктовать моду.



Бэкстейдж показа Chanel, 1957 г. (фото: Дуглас Киркланд).

К 1957 году Chanel была на вершине модного олимпа, словно, она и не покидала его никогда. Элизабет Тейлор, Диана Вриланд, Грейс Келли, Ингрид Бергман, Марлен Дитрих в числе клиенток Дома только добавляли влиятельности имени Chanel. И хотя мадемуазель Шанель всегда говорила, что никогда не делает одно и то же дважды, в 1950-е и 1960е она продолжала работать над своими знаковыми творениями, эскпериментируя лишь с тканями и аксессуарами, а также постоянно дорабатывая рукава, которые были абсолютным помешательством Шанель. 1950-е и 1960-е стали зрелым и совершенным отражением того, что Шанель создавала в начале 20 века. Пожалуй, в этом и проявляется безвременность стиля Chanel - способность использовать образы, ставшие абсолютными, и предать им новую форму.

 


Костюмы Chanel в бутике Victoria's Vintage (Арт Директор, Стиль - Петр Аксенов; Фотограф - Антон Бородин; MakeUp&Hair - Андрей Лоос; Модель - Красноцветова Анна).

В 1960-е костюмы Chanel стали неотъемлемой частью гардероба любой деловой женщины. Популярность Пако Рабанна и Андре Куррежа, казалось бы, не оставляла места традиционности, но Шанель удалось не просто не поддаться новым веяниям, но и продолжить создавать одежду в своем стиле. В 1960-е костюмы Chanel носила Жаклин Кеннеди, что безусловно добавляло популярности одежде Chanel среди американских женщин. Основное внимание по-прежнему уделялось деталям - подкладке, пуговицам, цепочкам, которые позволяли костюмам хорошо сидеть. В 1964 году Шанель создала золотистый брючный костюм для вечера, а также вернула моду на темно-синий цвет в костюмах. К концу 1960-х, создав коллекцию из костюмов с укороченными юбками из блестящего шелка, Шанель доказала, что может легко адаптироваться под моду любого десятилетия, угождая новым поколениям модниц.





Прижизненнные костюмы Chanel в бутике Victoria's Vintage

Коко Шанель умерла в 1971 году и последующие 12 лет Дом Chanel обслуживал небольшое количество постоянных клиенток, которые заказывали костюмы, созданные Гастоном Бертело, а позже Филиппом Гибурге. Одежду haute couture с 1974 создавали Жан Казобон, Ивон Дудель и Рамон Эспарза. В 1983 году единственным дизайнером Дома Chanel стал Карл Лагерфельд, который создает по 8 коллекций в год, сохраняя узнаваемый стиль Дома и вместе с тем, дикутя новую моду каждый новый сезон.

Д.К. для Victoria's Vintage

?

Log in

No account? Create an account